В русском речевом этикете существовал запрет задавать вопросы «Куда идешь?» или «Куда едешь?». На вопрос, начинающийся со слова «куда», до сих пор можно услышать в ответ: «На кудыкину гору!», «На кудыкино поле!», «На кудыкин остров!». Известны и более развернутые варианты: «На кудыкину гору воровать помидоры!» или «На кудыкину гору — журавлей щупать!».
Запрет спрашивать «куда идешь?» первоначально появился, по-видимому, в среде охотников и рыболовов, для которых вообще характерны многочисленные суеверия. Считалось, что если кто-нибудь задаст охотнику такой вопрос, то ему не будет удачи и лучше вернуться домой, а потом отправиться на охоту в другую сторону. Рыболовы расценивали вопрос «куда?» как нечто ужасное, непростительное и предельно зловредное; за такой вопрос могли и поколотить.
Того, кто часто спрашивал «куда?», называли «кудыкой», а само это действие — «закудыкать». Чем же объясняется такое настороженное отношение к слову «куда»? Вообще говоря, словесные запреты (так называемые табу) широко распространены у многих народов, однако табуируются, как правило, названия демонов, хищных животных, имена покойников, а наречие «куда» из этого ряда явно выпадает.
Основным мотивом в этом случае являлось табу вопроса, спрашивания, ведь при отправлении на охоту или рыбную ловлю требовалось строгое сохранение тайны. Кроме этого, само слово «куда» могло вызывать негативные ассоциации и с куриным «кудахтаньем», и со словами с корнем куд-, имеющими злокозненное значение (существовали старинные слова «кудь» — кудесничество, колдовство, «куд» — злой дух, бес).